Дебютная режиссерская работа Жоэля Серия, невероятно красивый фильм, полный католической эстетики и мистицизма триллеров 60-70х годов. На мой взгляд, фильм пронизан не новой и очень популярной у режиссеров идеей о дьявольской природе женщины. Если собрать всю кинематографическую историю более-менее интеллектуальных хорроров, в ближайшей точке соприкосновения с абсолютным злом всегда стоит женщина. Она либо сама является неизбывным источником природного, материального зла, как у Фон Триера, либо безмолвным сопровождающим сатаны, как у Сокурова. У Серия это две нимфетки-католички — необычайно влекущие к себе нежные цветы зла, сами завороженные его дарами. Причем ведущим звеном в этом дуэте, является Анна, она генератор идей и главный зачинщик жестоких и порочных игр, она же и ведет дневник, фиксируя туда все свои грехи и злодеяния. В ней соединяются две отличительные черты героев ужасов с религиозным оттенком: слуга нечистого — обычно либо ребенок, либо женщина, в данном случае это женщина-ребенок, роковое и плодотворное для данной тематики сочетание. Тем не менее сложно отнести этот фильм только к категории ужасов, нет ни саспенса, ни гниющей плоти, ни набора жанрового клише, эта история не столько ужасает, сколько соблазняет зрителя, как, собственно, и положено настоящему злу. "Не избави нас от лукавого" скорее драма с отсылом к триллеру и хоррору. Все эпизоды являются идеальными картинками, не лишенными, правда, театральности, но выполненными с мастерством, достойным настоящего произведения искусства. Особое внимание стоит уделить эротическим сценам, украсившим фильм, но за сим предлагаю лично ознакомиться с видеорядом. Приятного просмотра!